сайт знакомств kiss.ru
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Galina, 66 - 2 мая 2021 22:20

Все
Блокадный трамвай

Сегодня мы воспринимаем трамвай как нечто обыденное, заурядное, часть повседневной жизни. Иные и вовсе назовут его "вчерашним днём", намекая на стремительное сокращение трамвайной сети в крупных городах. Но было время, когда пуску трамвая люди радовались искренне, встречали его со слезами на глазах. Об этом помнят жители Северной столицы, где трамвай всегда являлся особой частью истории и культуры. Важнейшей датой в этом отношении стало 15 апреля 1942 года.

Предшественница трамвая, конно-железная дорога, появилась в Санкт-Петербурге ещё в 1863 году, раньше других городов страны. А вот электрический трамвай, наоборот, начал своё шествие по России вовсе не в столице: впервые его опробовали в 1894 году в Киеве, через два года он пришёл в Нижний Новгород, затем в Москву в 1899 году. В имперской столице первый опыт использования электрического трамвая был произведён в 1894 году, но тогда линию запустили прямо по льду Невы и с наступлением тепла разобрали - так её собирали и разбирали каждый год в течение 16 лет (интересно, что за это время ни один вагон под лёд не провалился). Окончательной датой рождения петербургского трамвая считается 1907 год, когда заработал первый маршрут - от Главного штаба на Дворцовой площади до 8-й линии Васильевского острова. Всего за несколько лет, до начала Первой мировой войны, столица получила развитую трамвайную сеть, охватывавшую все основные улицы города.

При этом 8 декабря 1941 года случилось страшное: электричество внезапно выключилось, и трамваи намертво встали. 52 вагона так и остались стоять посреди улиц, где их застало отключение энергии, и простояли всю зиму. Для горожан это явилось настоящей катастрофой, ведь многие из них работали далеко от дома, и теперь им приходилось по несколько часов в день идти пешком туда и обратно. Страшно представить, скольким из ленинградцев такие пешие походы стоили жизни, сколько людей замёрзло в пути, сколько умерло от остановки сердца.

Городские власти отчётливо понимали, что без трамвая город обречён, поэтому бросили все возможные силы на то, чтобы восстановить электроснабжение и снова пустить вагоны по Ленинграду. Эти усилия дали результат: 8 марта 1942 года по городу стали ходить первые грузовые трамваи, помогавшие очищать улицы от мусора, нечистот и снега, чтобы не началась эпидемия. Однако настоящим праздником стало 15 апреля, когда по Ленинграду двинулся первый возрождённый пассажирский трамвай. Поэт Николай Тихонов вспоминал: "По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез".

Начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Сорока в своей книге "Фронтовой трамвай" так описывал 15 апреля в Ленинграде: "Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили! Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград". Есть и воспоминания других ленинградцев об этом событии, но все их объединяет чувство искренней радости, веры в победу над врагом и освобождение города.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.